Почему столько шума вокруг фильма «Дюна» Дени Вильнева
В далеком 1965 году свет увидел роман Фрэнка Герберта «Дюна», который впоследствии определил то, как будет выглядеть научная фантастика. Мало кто знает, но такие гиганты, как «Звездные войны», «Звездный путь» и другие космооперы, были вдохновлены именно произведением Герберта. Именно потому для многих «Дюна» Дени Вильнева была самым ожидаемым фильмом года. Заслуженно ли?
Кратко о сюжете
12 390 год по земному летоисчислению. Весь мир объединен в Галактическую империю, которой правит Император. Именно он приказывает дому Атрейдесов переехать на пустынную планету Арракис, где добывается пряность — ресурс, необходимый для межзвездных перелетов. Но ранее планетой управлял дом Харконненов, которые всегда воевали с Атрейдесами.
Выясняется, что Арракис — ловушка для Атрейдесов, которую спланировали Император и Харконнены. После неожиданного нападения выживает лишь наследник дома Пол и его мать. К тому же оказывается, что Пол — некий избранный, способный заглядывать в память предков. Теперь Полу предстоит подчинить себе Арракис и дать отпор всем своим врагам. Сюжет кажется простоватым, но под ним Герберт спрятал множество интересных и спорных тем.
Экранизации «Дюны»
В свое время «Дюна» послужила фундаментом для множества постановок, потому многим хотелось перенести события на Арракисе и в большое кино. Проект Алехандро Ходоровски до сих пор считается величайшим неснятым фильмом в истории. Режиссер намеревался перенести весь роман, включая его многочисленные идеи, на экраны. А в этом ему должны были помочь Сальвадор Дали, Шарлотта Рэмплинг, Мик Джаггер и другие великие люди того времени. Увы, даже Голливуд не потянул такой масштаб.
В 1984 году своей версией «Дюны» поделился Дэвид Линч. Фильм был прохладно принят критики и зрителями, по их мнению режиссер слишком вольно обошелся с первоисточником. Не помог даже Кайл Маклахен в главной роли. Фильм получился слишком скомканным и непонятным большинству зрителей. Сам Линч позднее говорил, что ленту доделывали уже без него, и потому она провалилась.
«Дюна» Дени Вильнева
В 2017 году стало известно, что Дени Вильнев — один из самых перспективных современных режиссеров, решился взяться за экранизацию «Дюны». Бонусом к именитому режиссеру шли не менее именитые актеры: Тимоти Шаламе, Оскар Айзек, Джейсон Момоа и многие другие. Фанаты воспряли духом, ведь вот она, экранизация мечты. Уже через год режиссер заявил, что одного фильма ему не хватит, а потому «Дюна» станет трилогией.
И в день премьеры мнения диаметрально разделились. Одни признали, что экранизация идеальна, другим же не понравилось, что фильм снят скорее для фанатов. Однако все сошлись во мнении, что «Дюна» — идеальный аудиовизуальный спектакль, Вильнев и Циммер создали невероятное монументальное произведение. Которое, кстати, охватило всего треть от небольшого романа. За это тоже авторам досталась порция критики.
О том, сумел ли режиссер внести в свой фильм все те смыслы и посылы, заложенные в оригинале, сказать пока сложно. Фильм чувствуется как небольшой приквел к грандиозным событиям. Но сам роман в целом — это не просто очередная космоопера об избранном, это текст о поиске себя, духовной трансформации, недостатках правящих систем. Но самое неожиданное, что в том самом 1965 году роман стал экофутуристическим произведением.
Что можно сказать в итоге. «Дюна» Дени Вильнева — эпическая монументальная фантастика, сплошная услада для глаз и ушей, особенно в IMAX. Это тот фильм, на который обязательно идти в кинотеатр. А если рассматривать ленту как экранизацию, всё становится сложнее. Ведь фильму не хватает кульминации и итога, но с первыми главами первоисточника режиссер обошелся бережно. Есть все шансы, что эта лента заслужит звание лучшей экранизации в истории.