Всё началось с обычного одеяла. Как одесситка Соня Делоне завоевала французский мир моды
Если хоть раз в жизни увидишь работы Сони Делоне, то уже не сможешь их забыть. Буйство красок, движение цвета, авангард как он есть. Соня Делоне стала первой женщиной-художницей, чьи работы еще при жизни выставлялись в Лувре. Ничего себе, скажешь ты. А еще больше удивишься, узнав, что всё у этой знаменитой женщины, покорившей мир искусства вместе с мужем, начиналось с обычного детского одеяла. Амазонка авангардизма, абстракционистка и просто женщина с яркой жизненной историей — сегодня говорим о Соне Делоне.
Соня Делоне — парижская одесситка или одесская парижанка
Сара Стерн, которая впоследствии стала знаменитой Соней Делоне, родилась в 1885 году в Одессе. Семья была многодетной и небогатой. В какой-то момент ее родители решили, что лучше для всех будет отдать девочку на воспитание в семью ее дяди по материнской линии, преуспевающего адвоката Генриха Тимофеевича Терка. Так, в 5 лет Сара переехала в Санкт-Петербург. Соня — это детское прозвище девочки. Переехав, она стала уже Соней Терк, взяв фамилию дяди. Тогда она и начала знакомиться с таким разнообразным и безграничным миром искусства.
Соня изучала искусство в Германии, а в 20 лет переехала в Париж. Вскоре она вышла замуж за немца Вильгельма Уде. Но брак этот можно назвать скорее выгодой как для Сони, так и для Вильгельма. Мужчина таким образом отводил глаза общественности от своей нетрадиционной ориентации. А Соня была и не против, ведь получала парижский паспорт и вид на жительство. Кроме того, она беспрепятственно могла заниматься тем, что влекло ее больше всего, — искусством.
«Она взяла лучшее из украинской и французской культур, получив симбиоз жизнеутверждающей энергии цвета, изысканности геометрических форм и чистоты стиля», — куратор ретроспективной выставки в Париже Ольга Селищева.
Всё началось с одеяла
В 25 лет Соня встретила того единственного, с кем впоследствии связала свою жизнь. Это был французский художник Робер Делоне. У них родился сын Шарль, но Соня после всего этого не стала отчаянной домохозяйкой, которая только обхаживала мужа и заботилась о ребенке. Она стала полноценной художественной партнершей Робера Делоне. А началось всё с одеяла, которое Соня решила сделать самостоятельно для своего малыша. Она использовала разноцветную ткань и создала из нее настоящий шедевр. Это сейчас мы умные и можем, фыркнув, заявить, что это же, мол, лоскутное шитье или пэчворк, если еще круче.
То детское одеялко, которое с восхищением рассматривал маленький Шарль, стало отправной точкой в большое будущее Сони Делоне. Она поняла, что играть с цветом можно не только на картинах. Вот тогда и понеслось: одежда, мебель, разный домашний текстиль, аксессуары и даже автомобили! Представляешь, Соня даже машину могла оформить с помощью контрастных цветов, которые как будто оживали при движении.
Соня и Робер Делоне
Их отношения были не только партнерские, но и интеллектуальные. «Он дал мне форму, а я дала ему цвет», — говорила Соня о своем муже. В своих работах они, по сути, шли к созданию нового явления в искусстве — симультанной живописи. В основе симультанных композиций лежали контрастные цвета и оттенки, создававшие при взаимодействии особый ритм, иллюзию движения. Это особое искусство чем-то напоминало кубизм, но кубизмом не являлось. Впоследствии оно получило название орфизм, а супруги Делоне стояли у его истоков.
Соня Делоне стала активной участницей первой волны абстракционизма в 1910–1920-х годах. Она стала не только художницей, но и модельером. Соня во время Первой мировой войны перебралась в Испанию. Там она создавала театральные наряды для Сергея Дягилева. А потом уже в Париже открыла свое ателье. Позже Соня Делоне создала свой дом моды Delaunay, а текстильные фабрики производили по эскизам Сони ткани. Вместе с мужем Соня участвовала в оформлении витрин, апартаментов, в создании театральных декораций.
Вторая мировая война также заставила пару переезжать. Но на тот момент Робер уже был слишком болен. К сожалению, дальше Соне пришлось творить одной. Но когда Робера уже не было рядом с Соней, то у нее всё равно оставалось искусство. До конца жизни женщина не переставала творить. Она оставила после себя огромное наследие. Соня Делоне и сейчас продолжает вдохновлять людей своим творчеством. Казалось бы, мелочь, но вот ребята из Одессы настолько вдохновились творчеством своей землячки, что создали линию носков Sonya. Ребята, как и Соня Делоне, доказывают, что искусство может быть везде: хоть на одеяле, хоть на шторе или машине, да хоть на носках!
А тебя впечатляет творчество Сони Делоне и ее жизненный путь? Какие еще известные деятели искусства вызывают у тебя искреннее восхищение?